По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает её для другого.

Автор Николай Бердяев

Фанатизм, т.е. предельная форма нетерпимости, есть утеря внутренней свободы. Фанатика порабощает идея, она суживает его сознание; он перестаёт владеть собой.

Автор Николай Бердяев

Нетерпимость, смягчённая форма фанатизма, есть всегда сужение сознания, непонимание множественности и индивидуальности жизни.

Автор Николай Бердяев

Истина требует свободы. Веротерпимость связана с тем, что истина бесконечна, открывает бесконечный путь, и превращение истины в конечность, что есть нетерпимость и фанатизм, есть в сущности измена истине.

Автор Николай Бердяев

Нахождение совести и органа оценки в духовной глубине человека означает не индивидуализм, не замыкание и изоляцию человека, а размыкание, победу над эгоцентризмом, вхождение в универсальную общность.

Автор Николай Бердяев

Большие национальности, объединённые в большие государства, заболевают волей к могуществу.

Автор Николай Бердяев

Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия.

Автор Николай Бердяев

Социальная психопатия гораздо сильней социальной психологии. Абстракция больной мысли порождает миф, миф делается реальностью, переворачивающей историю. Поэтому так сложен вопрос о реальных силах истории.

Автор Николай Бердяев

Революция есть расплата за грехи прошлого, есть знак того, что не было творческих духовных сил для реформирования общества.

Автор Николай Бердяев

Марксизм не есть социальная утопия, возможен опыт реализации марксизма в социальной жизни. Но марксизм — духовная утопия, утопия совершенной рационализации всей человеческой жизни.

Автор Николай Бердяев

Весь трагизм жизни происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире. Никакой усовершенствованный социальный строй не может этому помочь, наоборот, он выявляет столкновение и несоответствие в более чистом виде.

Автор Николай Бердяев

Утопии играют огромную роль в истории, могут быть движущей силой и оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления.

Автор Николай Бердяев

Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения.

Автор Николай Бердяев

Человек живёт в раздробленном мире и мечтает о мире целостном. Целостность есть главный признак утопии.

Автор Николай Бердяев

Свобода предполагает, что жизнь не окончательно регулирована и рационализирована, что в ней есть зло, которое должно быть побеждено свободным усилием духа. С этим социальные утопии не считаются, совершенство и гармония осуществляется не через свободу.

Автор Николай Бердяев

Революции настолько осуществимы, что их почти невозможно остановить. И они не осуществимы потому, что в них никогда не реализуется то, к чему стремилось первое поколение делавших её революционеров.

Автор Николай Бердяев

Нет классовой истины, но может быть классовая ложь.

Автор Николай Бердяев

Историческая жизнь основана на абсолютном несходстве средств с целями.

Автор Николай Бердяев

Истина опасна и не даёт гарантий и вся общественная жизнь людей основана на лжи.

Автор Николай Бердяев

Анархия есть хаос и дисгармония. Анархизм есть идеал свободной, изнутри определяемой гармонии и лада. За насильническим, деспотическим государством обычно скрыта внутренняя анархия и дисгармония.

Автор Николай Бердяев

Символика революции условна, её нельзя понимать слишком буквально. В русской коммунистической революции господствовал не имперический пролетариат, а идея пролетариата, миф о пролетариате.

Автор Николай Бердяев

Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в тёмном лесу мировой жизни.

Автор Николай Бердяев

Наука не творчество, а послушание, её стихия не свобода, а необходимость. Наука всегда была выражением неволи человека у необходимости.

Автор Николай Бердяев

Догматизм есть цельность духа, творческая его уверенность в собственной силе. Критицизм есть раздвоенность духа, неуверенность в своей силе, ослабляющая творчество.

Автор Николай Бердяев

Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности. Сомневающийся не может выбрать между плохой бесконечностью, дурной множественностью истин, навязывающихся данным миром, миром необходимости.

Автор Николай Бердяев

В философии самое истинное, наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через бессмыслицу к смыслу, — быть может, наименее доказанное. В философии нет логики доказательства, так как вообще нет логики философии, нет ничего логически предшествующего интуиции философа.

Автор Николай Бердяев

Убедительна в философском познании творческая интуиция, а не доказательность дискурсивной мысли. В философии истина показывается и формулируется, а не доказывается и обосновывается.

Автор Николай Бердяев

Задача философии — найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции, и синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул, их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.

Автор Николай Бердяев

Доказательства, в сущности, никогда не доказывают никаких истин, ибо предполагают уже принятие начальных и конечных интуиций. В середине же можно доказать какую-угодно ложь. Доказательство есть лишь техника логического аппарата и к истине никакого отношения не имеет.

Автор Николай Бердяев