Баллады

БалладыОдновременно с историческими песнями возникают баллады – эпические песни с семейно-бытовой тематикой, в основе которых лежат трагические конфликты. В центре внимания баллад – индивидуальные судьбы людей, в силу исторических или социальных условий попавших в безвыходное положение. В исторических балладах человек или члены семьи попадают в трагическую ситуацию в особых исторических условиях (нашествие врага, война). О них мы уже говорили, размышляя об исторических песнях. В любовных и семейных балладах конфликт возникает между девушкой и молодцем или же между членами семьи на почве любовных или семейных отношений, в социальных балладах причина трагического конфликта – в социальном неравенстве.

Баллады и их сюжет

Сюжеты баллад о любовных и добрачных отношениях построены на конфликтах, связанных с молодцем и девушкой, причем лишь одна баллада, «Василий и Софья», повествует о взаимной любви героев, погубленных матерью Василия. На могиле влюбленных вырастают деревья и переплетаются ветвями, символизируя победу любви над смертью. В большинстве же любовных баллад девушка гибнет от руки молодца, за которого она не хочет выйти замуж («Дмитрий и Домна», «Устинья», «Параня»), бывает обманута и гибнет или страдает («Казак и шинкарка», «Похищение девушки»). Иногда девушка кончает жизнь самоубийством, чтобы не стать женой нелюбимого (некоторые варианты баллады «Дмитрий и Домна»), будучи обманутой, топится («Обманутая девушка») или убивает ребенка («Монашенка топит ребенка»).

Семейные баллады

Самая большая и наиболее популярная группа семейных баллад – о трагических конфликтах между мужем и женой. Обычно жена гибнет от руки мужа («Князь Роман жену терял», «Муж жену губил», «Федор и Марфа», «Оклеветанная жена»). Жена губит мужа в балладах: «Жена мужа зарезала (повесила, сожгла)». Довольно большая группа баллад повествует о взаимоотношениях брата и сестры. В ряде баллад братья опекают сестру и сурово карают ее за нарушение нравственности («Король и девушка», «Алеша и сестра двух братьев»). Теме отравления брата сестрой посвящен ряд баллад, в которых сестра иногда убивает брата по ошибке или же для того, чтобы он не мешал ей встречаться с любовником. Тема инцеста (кровосмешения) встречается в балладах о брате и сестре («Охотник и его сестра», «Брат женился на сестре») и о матери и сыновьях («Дети вдовы»). В социальных балладах, как правило, социальный конфликт переплетен с семейным. Важное место среди них занимают баллады о трагическом конфликте как результате социального неравенства («Молодец и королевна», «Князь Волконский и Ваня-ключник», «Любила княгиня камер-лакея»), а также о разбойниках («Муж-разбойник», «Братья-разбойники и сестра»).

Бытовые баллады

В ряде баллад трагическое не имеет возвышенного характера, то есть связано не с высокими целями, патриотическими или нравственными подвигами, а с низкими, узко личными стремлениями, имеют бытовую основу. Муж убивает жену, узнав, что она в его отсутствие плохо вела хозяйство («Оклеветанная жена»), князь губит девушку, не отвечающую ему взаимностью, чтобы она «никому не досталась». Непримиримость противоречий вызывает острые столкновения и применение отрицательными персонажами решительных, жестоких средств. Трагическое проявляется обычно в преступлении (убийстве, отравлении, направленном против невинной жертвы). К балладе вполне может быть отнесено высказывание Аристотеля по поводу героев трагедии: «Пусть герой будет представлен таким, каким никто не пожелал бы быть». В отличие от античных трагедий, где поступки отрицательных персонажей часто объясняются волей Богов, судьбой, роком, героев баллады к злодеянию ведут такие черты характера, как мстительность, подозрительность, неумение обуздать свой буйный нрав. Трагизм в балладах зависит не только от характера персонажей, но и от обстоятельств, вызванных неустроенностью окружающего мира. Обманутая девушка вынуждена утопить родившегося ребенка, чтобы спастись от позора. Поведение людей в балладах расценивается с позиций верной, идеальной семьи – в этом проявляется моральный аспект трагического. Баллада, как и образцовая трагедия (по Аристотелю), представляет собой переход от счастья к несчастью безнравственного, отрицательного героя, и в этом также раскрывается ее моральный аспект.

Страдание и гибель положительного персонажа и раскаяние убийцы вызывает у слушателей своеобразную эмоциональную реакцию, сходную с аристотелевским катарсисом: сочувствие, сострадание, нравственное очищение, осознание бесчеловечности зла, размышления и оценку действующих лиц. В балладах не всегда прослеживается трагическая вина героя, а также не всегда объясняется, чем невинно гонимая жертва навлекла на себя ненависть злодея. Это связано со спецификой фольклора, стремящегося к предельной типизации явлений. И все же во многих балладах мы можем обнаружить трагическую вину героев. В балладе «Оклеветанная жена» разъяренный муж отрубает жене голову. Он поступает сознательно, но неумышленно, действует несправедливо, не будучи несправедливым вообще. К трагическому поступку его подтолкнуло состояние аффекта, возникшего в результате ошибочного знания. Мать Василия («Василий и Софья») желает избавиться от недостойной, с ее точки зрения, избранницы сына.

Пытаясь ее погубить, она не подозревает, что сын разделит с возлюбленной отравленное питье. Здесь проявляется новый аспект трагического: «Несправедливый не должен быть счастлив», – считал Аристотель. Подобная мысль своеобразно реализуется во многих балладах: злодей, убивая ненавистное ему лицо, невольно губит и любимого человека. Искусство трагического в балладах состоит в умении их творцов увидеть трагическое в жизни и передать его в поэтически обобщенной форме с большим эмоциональным напряжением. Своеобразное сочетание эпичности и драматизма усиливает эстетическое воздействие трагического, чему в немалой степени способствует и предельная сжатость драматических моментов. Балладе в известной мере свойственно бесстрастие, которое Пушкин считал необходимым для драматического писателя.

О событиях повествуется суровым, объективным тоном, а в самых напряженных моментах повествование прерывается диалогом или монологом. Искусство трагического ярко раскрывается в изображении отношения к страшному как к обыкновенному (хладнокровно и уверенно отравительница готовит яд; обстоятельно описано истязание снохи свекровью в бане). Именно такое отношение потрясает слушателей. Сила эмоционально-эстетического воздействия баллад заключается в искусстве трагического противопоставления жизни и смерти, дающего возможность глубже осознать радость бытия и пережить очищающее душу сострадание к гибнущему. Очень тонко отметил сущность возвышенного в трагическом немецкий философ Н. Гартман: «Не гибель добра как таковая является возвышенной, а само добро в своей гибели озарено возвышенным. И чем яснее отражается гибель в страданиях и в поражении борющегося, тем больше усиливается обаяние трагического».

Баллады

Любовные и добрачные отношения

Дмитрий и Домна (Баллады)

Василий и Софья (Баллады)

Королевна впускает молодца в город (Баллады)

Молодец и королевна (Баллады)

Молодец и княжна (Баллады)

Игра тавлейная (Баллады)

Девушка поборола молодца (Баллады)

Девица отравила молодца (Баллады)

Злые коренья (Баллады)

Неудачное отравление молодца (Баллады)

Девушка защищает свою честь (Баллады)

Угрозы девушки молодцу (Баллады)

Доня (Баллады)

Молодец, слуга и девица (Баллады)

Удалой гречин (Баллады)

Похищение девушки (Баллады)

Девушку обманули и обесчестили (Баллады)

Обманутая девушка (Баллады)

Обиженная любимым девушка хочет уйти в монастырь (Баллады)

Устинья (Баллады)

Параня (Баллады)

Девушка и адъютант (Баллады)

Соперницы (Баллады)

Казак и шинкарка (Баллады)

Рождение внебрачного ребенка (Баллады)

Монашенка – мать ребенка (Баллады)

Жених-старик (Баллады)

Семейно-бытовые и социальные отношения

Князь Михайло (Василий) (Баллады)

Рябинка (Баллады)

Оклеветанная жена (Баллады)

Князь Роман жену терял (Баллады)

Казак жену губил (Баллады)

Молодец и худая жена (Баллады)

Худая жена – жена умная (Баллады)

Злая жена (Баллады)

Жена мужа зарезала (повесила) (Баллады)

Жена сжигает нелюбимого мужа (Баллады)

Князь Волконский и Ваня-ключник (Баллады)

Любила княгиня камер-лакея (Баллады)

Гибель пана (Баллады)

Панья (Баллады)

Жена короля умирает от родов (Баллады)

Жена князя Михаилы тонет (Баллады)

Иван Дородорович и Софья-царевна (Баллады)

Федор и Марфа (Баллады)

Муж-солдат в гостях у жены (Баллады)

Алеша и сестра двух братьев (Баллады)

Иван Дудурович и Софья Волховична (Баллады)

Федор Колыщатой (Баллады)

Девица по ошибке отравила брата (Баллады)

Сестра-отравительница (Баллады)

Брат, сестра и любовник (Баллады)

Сестра брата извести хочет (Баллады)

Сура-река (Баллады)

Сестры ищут убитого брата (Баллады)

Охотник и сестра (Баллады)

Брат женился на сестре (Баллады)

Чудесное спасение (Баллады)

Насильный постриг (Баллады)

Три жеребья (Баллады)

Замужняя дочь пташкой прилетает в родной дом (Баллады)

Дети вдовы (Баллады)

Царь Давыд и Олена (Баллады)

Дочь тысячника (Баллады)

Проданный сын (Баллады)

Мать не принимает беглого солдата (Баллады)

Молодец убивает целовальника (Баллады)

Крестовый брат (Баллады)

Молодец и река Смородина (Баллады)

Горе (Баллады)

Братья-разбойники и сестра (Баллады)

Жена разбойника (Баллады)

Девица – атаман разбойников (Баллады)

Вор Гаврюшка (Баллады)

Илья кум темный (Баллады)