Прирождённый аристократизм, аристократизм духа отрицает иерархические чины и положение в обществе, связанные с принадлежностью к какому-то целому. Государство и так называемые аристократические организации общества есть плебейские организации.
Автор Николай Бердяев
Привычка есть одна из форм борьбы с чуждостью мира.
Автор Николай Бердяев
Революция — конец старой жизни, а не начало новой. В революции искупаются грехи прошлого.
Автор Николай Бердяев
Осуждением господствующих до революции слоёв общества является то, что они довели до революции.
Автор Николай Бердяев
К революциям ведут не созидательные, творческие процессы, а процессы гнилостные и разрушительные. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе объединяющего духовного центра жизни.
Автор Николай Бердяев
В истории обычно достигается и реализуется не то, что ставилось непосредственной целью.
Автор Николай Бердяев
национальное государство — мещанское государство, оно может быть спокойным и довольным. Империалистическое государство находится во власти таинственного исторического рока, который сулит ему и величие, и гибель; оно вступает в историческую трагедию, из которой нет уже выхода.
Автор Николай Бердяев
Государство не может быть до конца христиански благочестивым. Государство — явление порядка природного, а не благодатного. И во всех построениях христианского государства чувствуются фальшь и ложь.
Автор Николай Бердяев
Национальное сознание есть сознание единства исторической судьбы.
Автор Николай Бердяев
Массы всегда имеют пафос равенства, а не свободы. И большими революциями всегда двигало начало равенства, а не свободы.
Автор Николай Бердяев
Идеи демократические, социалистические, анархические притязают давать содержание человеческой жизни; они легко превращаются в лжерелигии и вызывают к себе отношение религиозного характера. Но в этом-то и коренится ложь этих идей, ибо в них нет никакого духовного содержания и нет ничего достойного религиозно-патетического отношения.
Автор Николай Бердяев
Вся политическая и социальная история XlX века есть драма столкновения свободы и равенства, и мечта о их гармоническом сочетании есть утопия. Не может быть примирения между притязаниями личности и притязаниями общества, между волей к свободе и волей к равенству.
Автор Николай Бердяев
Свобода и равенство несовместимы. Свобода есть прежде всего право на неравенство. Равенство есть прежде всего посягательство на свободу, ограничение свободы. Свобода живого существа, а не математической точки, осуществляется в качественном различении, в возвышении, в праве увеличивать объём и ценность своей жизни. Равенство же направлено против всякого качественного различия и качественного содержания жизни, против всякого права на возвышение.
Автор Николай Бердяев
Рост демократии в мире имеет роковой смысл. Демократическое равенство есть потеря способности различать качества духовной жизни. Демократическая идеология количеств не может не вести к царству худших.
Автор Николай Бердяев
Демократия не может быть выражением духа народа, ибо дух народа выразим лишь в организме, демократия же есть механизм. Демократия берёт человека как арифметическую единицу, математически равную всякой другой. Для неё народ, как органическое целое распадается на атомы и потом собирается как механический коллектив.
Автор Николай Бердяев
Всеобщее голосование — негодный способ выражения качеств в жизни народной. Народ есть иерархический организм, и его воля невыразима в мнении большинства. Меньшинство может лучше и совершеннее выражать волю народа, как органического целого, обладающего соборным духом.
Автор Николай Бердяев
Один человек может лучше выразить волю и дух народа, как органического целого, чем все, чем всё человеческое количество. На этом основано значение великих людей в исторической жизни народов.
Автор Николай Бердяев
Священные права человека не заключены в демократии и не вытекают из неё. Суверенный народ может отнять у человека всё, что захочет, что найдёт нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нём зависит человек от непросветлённого количества, то тёмных инстинктов масс.
Автор Николай Бердяев
Демократия неблагоприятна появлению сильных, ярких творческих личностей, она создаёт нивелирующую общественную среду, которая стремится целиком поглотить личность и подчинить её себе.
Автор Николай Бердяев
Свобода аристократична, а не демократична. Она обращена к личности, а не к массе. Общественная свобода может быть самой страшной тиранией, она может превратиться в порабощение всех.
Автор Николай Бердяев
Только в буржуазных классах социализм может быть благородным и бескорыстным движением человеческого духа, может быть идеей. В классах “пролетарских” социализм делается интересом, а не идеей, и роковым образом приобретает материалистический характер.
Автор Николай Бердяев
Буржуазия» и «пролетариат» представляют абстракции, несоответствующие живой действительности. Вызвав к жизни эти абстрактные духи и дав им имена, их наделили такой магической силой, что стало необходимым считаться с этими фикциями.
Автор Николай Бердяев
Во все времена психология восставших масс была одинаково неприглядна и безобразна. И пролетарским социализмом движет злоба, зависть и месть, которые управляют массовыми социалистическими движениями с древних времён до наших дней.
Автор Николай Бердяев
Братство людей не может быть естественным, природным состоянием людей и людских обществ. В природном порядке человек человеку не брат, а волк, и люди ведут ожесточённую борьбу друг против друга.
Автор Николай Бердяев
Неравенство есть условие развития культуры, и всякое бытие связано с неравенством.
Автор Николай Бердяев
Творческая избыточность предполагает неравенство, соревнование и подбор; во имя свободы творчества, во имя цвета жизни, во имя высших качеств должно быть оправдано неравенство.
Автор Николай Бердяев
Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличью временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, накопляется злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупается содеянное зло, человек берёт на себя последствия своего пути.
Автор Николай Бердяев
Война всегда имеет иррациональные основы и предполагает покорность человека целям, стоящим выше его постижимых интересов.
Автор Николай Бердяев
Апокалипсическое чувство истории — трагично, оно учит нас той суровой истине, что в мире возрастает не только добро, но и зло, что самая страшная борьба ещё впереди.
Автор Николай Бердяев
Трагедия человеческой жизни коренится в столкновении ценностей разного порядка, в неизбежности свободного выбора между двумя одинаково дорогими ценностями и правдами.
Автор Николай Бердяев
Не неравенство создаёт нужду, а нужда создаёт неравенство как спасительное приспособление, как выход, предотвращающий хозяйственное и культурное понижение и гибель.
Автор Николай Бердяев
Культура всегда идёт сверху вниз, путь её аристократический. Цивилизация идёт снизу вверх, она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие.
Автор Николай Бердяев
Культура создана творческими порывами, но в своём самодовольстве и окаменелости она может стать врагом всякого творческого порыва. Тогда восстание варварства является естественным путём, какой и может вывести на новые пути.
Автор Николай Бердяев
Кризис культуры и искание нового бытия, превышающего культуру, совершается в том избранном меньшинстве, которое познало культуру до конца и изжило пути культуры, в высшем культурном слое. Для огромного большинства никакого кризиса культуры не существует, и его вражда к культуре означает лишь некультурность, лишь зависть к культуре и культурным, а не внутреннюю в ней трагедию.
Автор Николай Бердяев
В культуре понятное лишь на высших ступенях имеет существенное значение для самых низших ступеней. И кризис культуры, совершающийся на самых высших ступенях творческой жизни, имеет мировое значение.
Автор Николай Бердяев
В истории действуют оккультные, иррациональные силы, как организованные, так и не организованные, и их действие вырабатывает совершенно рационалистическое сознание. И те, которые находятся под властью этих сил, часто сами не знают об их существовании.
Автор Николай Бердяев