Революционные иллюзии прогресса, всеосвобождающей революции, социалистического земного благополучия начинаются с рационализма, но кончается рационалистическая революция тем, что расковывается хаос и начинают господствовать силы иррациональные и тёмные.
Автор Николай Бердяев
Тяжесть мира сковывает дух, когда относительное абсолютизируют. Но пафос всех социальных утопий и есть такая абсолютизация относительного. И Царство Божье отодвигается, когда его начинают мыслить социальным царством, когда его считают осуществимым на земле во времени.
Автор Николай Бердяев
Одна из миссий государства — спасти человека от коллективизма, поглощающего личность, не знающего границ своим притязаниям, и готового забрать человека целиком.
Автор Николай Бердяев
Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остаётся на веки веков высшим принципом общественной жизни, единственной достойной человека утопией.
Автор Николай Бердяев
Свобода расковывает безудержную волю к равенству и таит в себе семя самоотрицания и самоистребления.
Автор Николай Бердяев
Пролетарская» настроенность и «пролетарское» сознание по существу враждебны культуре. Воинствующе сознавать себя «пролетарием» — значит отрицать всякое предание и всякую святыню, всякую связь с прошлым и всякую преемственность.
Автор Николай Бердяев
В мире вечно пребывает трагический конфликт и трагическое непонимание между меньшинством, живущим творчеством, духовными исканиями, поэзией жизни, и большинством, живущим интересами, аппетитами, прозой жизни.
Автор Николай Бердяев
Главная заслуга Церкви Христовой в том, что она признаёт бесконечную глубину человеческого духа и защищает его от неограниченных посягательств государства и общества.
Автор Николай Бердяев
Наука основана на отчуждения человека от бытия и отчуждения бытия от человека. Познающий человек вне бытия и познаваемое бытие вне человека.
Автор Николай Бердяев
Не может быть философии о чужих идеях, о мире идей, как о предмете, как объекте, философия может быть только о своих идеях, о духе, о человеке в себе и из себя.
Автор Николай Бердяев
Вся значительность, смысл и ценность жизни определяется скрытой за ней тайной, бесконечностью, не подлежащей рационализации, о которой возможен лишь символ и миф.
Автор Николай Бердяев
Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается.
Автор Николай Бердяев
Сознание основано на установке границ и противоположений, причиняющих боль, и не может не быть болью и страданием.
Автор Николай Бердяев
Человек есть существо бисексуальное, совмещающее в себе мужской и женский принцип в разной пропорциональности и нередко жестокой борьбе. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный. Только соединение мужского и женского начала создаёт полноту человека. Мужчина, в котором совсем бы отсутствовал женский принцип, был бы отвлечённым существом, совершенно оторванным от космической стихии. Женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью.
Автор Николай Бердяев
В мире накопляется подпольная подсознательная половая энергия, которая производит взрывы и которую человек не может победить и преодолеть. Пол, загнанный внутрь, делается опасным, порождает преступления и безумие. И великая задача человека всегда была в том, чтобы энергию пола не уничтожить, а сублимировать.
Автор Николай Бердяев
Творческое познание всегда предполагает не только сотворённый уже мир, но и тьму небытия. Поэтому творческий акт есть продолжение миротворения, соучастие в деле Божьем, ответ человека на призыв Божий. А это предполагает свободу, которая до бытия и прежде бытия.
Автор Николай Бердяев
Слово «счастье» — самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует и никакого сравнения не может быть счастья одного человека со счастьем другого.
Автор Николай Бердяев
Человек есть существо эгоцентрическое и эгоистическое, но это не значит, что он любит себя. Люди нередко испытывают к себе отвращение и вымещают на других горькое чувство от себя.
Автор Николай Бердяев
Человеческое сознание находится между двумя безднами, верхней и нижней, между сверхсознанием и подсознанием. Отсюда нравственная раздвоенность человека.
Автор Николай Бердяев
Трагедия и горечь творчества заключается в том, что сознание насилует бессознательное творчество и искажает его результаты.
Автор Николай Бердяев
Свобода воли, вечно стоящая перед устрашающей необходимостью делать избрание навязанного ей, порабощала и угнетала человека; настоящее освобождение человека происходило от благодати, а не от свободы воли; человек свободен, когда ему не нужно выбирать.
Автор Николай Бердяев
Чтобы сохранить свободу и бороться за свободу, нужно уже в каком-то смысле быть свободным, иметь свободу в себе. Тот, кто раб до глубины существа своего, не знает имени свободы и не может за неё бороться.
Автор Николай Бердяев
Человек есть существо, призванное к борьбе и к обнаружению своей творческой силы, к завоеванию царственного места в мироздании, в природе, призванное к мистическому созерцанию Бога и духовных миров.
Автор Николай Бердяев
Трагизм нравственной жизни совсем не в столкновении добра и зла, божественного и дьявольского, трагизм прежде всего в столкновении одного добра с другим добром, одной ценностью с другой ценностью.
Автор Николай Бердяев
Нравственная жизнь трагична. В основе трагичности лежит столкновение морали личной и морали социальной, противоречие этики рода, этики социальной и этики персоналистической, этики творческой личности.
Автор Николай Бердяев
Каждая школа в искусстве создаёт свою условную ложь, и в эстетических оценках невероятную роль играет снобизм. Эстет есть существо, лишённое всякой свободы восприятия и суждения.
Автор Николай Бердяев
Терпимость не есть равнодушие и безразличие к добру и злу, терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и к их жизненному пути.
Автор Николай Бердяев
Фанатизм всегда вытесняет одной идеей все другие идеи, чем грешит против полноты жизни.
Автор Николай Бердяев
Неправда, несвященность государственной власти в том, что власть всегда деморализует, расковывает страсти и даёт волю накопившемся бессознательным инстинктам.
Автор Николай Бердяев
В иерархии духовных ценностей первое место принадлежит личности, второе место обществу и лишь третье место государству. Но в мире социальной обыденности, в мире греховном ценность низшая приобретает наибольшую силу, ценность же высшая — наименьшую.
Автор Николай Бердяев
В революции освобождается огромное количество зла и злобы, но не революция создаёт их. Это старые, давно накопившиеся зло и злоба, лишь сосредоточенные и освобождённые от всех сдержек.
Автор Николай Бердяев
В революциях обнаруживается деморализация, потому что революции означают, что уже раньше, в старой дореволюционной жизни, пали святыни, разложились верования, что эти верования и святыни приобрели лишь риторический, внешнезаконнический характер и нужны были для сдерживаний и охранений. В революции догнивает то, что было гнило в старом, дореволюционном строе.
Автор Николай Бердяев
Вечный трагизм семьи заключается в том, что мужчина и женщина представляют разные миры, и цели их никогда не совпадают.
Автор Николай Бердяев
Не существует законов природы, которые, как тираны, господствуют над миром и человеком. Существует лишь направление действия сил, которые при данном соотношении действуют однообразно по результатам.
Автор Николай Бердяев
Война и революция — судьи людей и народов.
Автор Николай Бердяев
Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, всё для неё уже подготовлено.
Автор Николай Бердяев
И самое рациональное демократическое государство опирается на миф и не может существовать без иррациональных символов.
Автор Николай Бердяев
История человечества есть в значительной степени история войн, и она приходит к тотальной войне.
Автор Николай Бердяев
Тоталитарные государства, которые стремятся к могуществу и требуют военной храбрости, не допускают моральной и гражданской храбрости и воспитывают рабов-трусов.
Автор Николай Бердяев